Обычно процедура проста: вы приходите в автосалон, выбираете машину, вычисляете размер кредита и вместе с менеджером заполняете анкету, заявку и прочую бумажную дребедень, после чего без вашего участия все это отсылается в банк; "добро" или отказ тоже приходят в салон. Пообщаться с секьюрити по телефону вам придется, но не более того.
Однако самый первый документ, который вы должны подписать, – договор с салоном о последующей продаже конкретного автомобиля с внесением некоего залога (обычно в районе $1000). Здесь и начинают возникать первые неприятные мелочи. В таком договоре может быть пункт, гласящий, что салон оставляет себе залог, если вы отказываетесь от покупки автомобиля. Автор этих строк трижды (!) спрашивал разных (!) менеджеров одного салона: "Что будет, если я передумаю, разорюсь, срочно и надолго уеду в командировку и т.п.?". Ответ был всегда один: "Не парься, мужик, бабки вернем". Не верьте! Когда я действительно передумал и решил обратить свой взор на более дорогой и навороченный автомобиль, реакция была такой: "Ой, а мы уже стольким отказали из-за вас, ой, упущенная выгода...". Поэтому даю ценный совет: если такой пункт в договоре есть и отказаться от него не представляется возможным, обязательно проследите, чтобы смысл формулировки был таким: "Если клиент отказывается, салон оставляет себе залог для возмещения ущерба". Откажутся продавцы возвращать залог – на них смело можно подавать в суд и запросто выиграть дело. Формулировка подразумевает, что деньги не могут быть отобраны "просто так", а любой ущерб надо документально фиксировать, устные заявления на эту тему в суде "не канают". А как салон будет это фиксировать? Брать с каждого потенциального покупателя подписанную бумагу с запечатленным фактом отказа салона продавать именно эту машину из-за заключенного именно с вами договора? Максимум, что вам придется оплатить, это предпродажную мойку-чистку, да и то бабушка надвое сказала, потому что продавец и так должен это делать. Так что ни копейки из моих кровных они себе не оставили. Конечно, в моем случае дело упрощалось из-за того, что другую машину я взял у них же, но в глобальном смысле совет насчет формулировки ценности своей от этого не теряет.
В принципе, салон может найти то, что вам нужно, у своих партнеров и оформить через себя. Сколько уж они на этом наварят в целях профилактики и возмещения мифического "морального вреда" – сие неведомо. Автосалон может даже пригнать вам "рассрочную" машину под заказ, однако в этом случае разрешение на кредит уже должно действовать, потому что потенциальный "висяк" (вдруг кредит не выдадут?) никто привозить не будет.
"Когда в банк поедешь первый взнос делать, мы тебе твою тыщу назад вернем, чтоб ты к ней добавил и заплатил". Ну да... Рассчитывайте на то, что вам нужно на одну тысячу больше запланированного. Вернут, но только после поступления денег на их счет. Следовательно, деньги для покупки необходимо иметь с запасом, учитывая эту зависающую на время "тыщу".
Еще один немаловажный штришок: эйфория от покупки "крутого точила" запросто сподвигнет вас на то, чтобы заказать в салоне постановку на учет и техосмотр. 250 "бачинских" за первое и 50 за второе – и вот от вашей тысячи осталось 700. Если о необходимости постановки на учет говорить не надо (хотя есть у меня друг, третий год с транзитными номерами ездящий...), то на техосмотр неопытные автомобилисты часто "забивают". Зря. Талон техосмотра есть единственный документ, официально подтверждающий техническую исправность вашей машины. А если такого подтверждения нет, страховая компания, ежели чего случится, запросто может отказаться выдать вам страховку, ссылаясь на пункт правил страхования, четко оговаривающий, что вы должны выезжать на дорогу за рулем только технически исправного автомобиля.
Любопытный факт: любой салон предпочитает наличные, и когда банк делает перевод, продавец превращает его в "налик", а комиссию за обналичивание берет с вас. 2% от суммы перевода – в моем случае это еще 450 "грина". От тысячи осталось 250... Более того, если вы предложите внести первые 30% наличными, салон может отказаться, отослав вас в банк! В самом деле, лучше взять дополнительным налом 2% от полной цены авто, чем от 70%.
Едем дальше. Все ли знают, что страховать приобретаемый в кредит автомобиль обязательно? А если знают, то догадываются ли о том, что застраховать его где попало не получится? В доверительной беседе сотрудница организации, имеющий отношение к автокредитам, напрямую заявила: "До смешного доходит: приходит с заявкой работник страховой компании, имеющий на работе отличные скидки, а застраховаться у себя не может. Только в одобренных банком компаниях". Одобряться, по логике, должны компании либо аффилированные, либо отстегивающие часть прибыли обратно, либо держащие счета в том же банке, либо что-то в этом роде. Так что не удивляйтесь, когда узнаете, что вашим страховщиком стала совершенно не известная вам контора, которую по доброй воле вы бы не выбрали. Не знаю, плохо это или хорошо, время покажет. Мне, по счастью, досталась контора уважаемая.