*

Dance-R

  • Танцор
  • *****
  • 4673
    • Просмотр профиля
    • http://www.racewars.ru/
Обычное сцепление и керамическое применительно к «повседневному» дрэгу.

Да-да, речь именно о «повседеневном», еженедельном пятнично-субботнем времяпровождении, ради которого многие и строят свои машины, поступаясь зачастую  акустическим комфортом, удобством передвижения по городу и обыкновенным здравым смыслом. Опущу общеизвестные фразы типа : «Тюнинг – это болезнь» (об этом речь пойдет в других моих опусах), - и перейду непосредственно к сабжу вынесенному в заголовок.

Итак, речь о дисках сцепления с керамическими накладками или «металокерамике», как некоторые иногда их называют.
По правде говоря, когда я впервые услышал это словосочетание пару лет назад применительно к автомобилям и тюнингу, то был немало удивлен, до этого ничего кроме «протезно-стоматологических» ассоциаций у меня бы не возникло, но времена меняются.
В настояшее время вряд ли найдется мало-мальски продвинутый «тюнер», который бы не мечтал поставить себе подобный «прибамбас», но насколько оправдано применение сего изделия на гражданском автомобиле, пусть даже и изрядно «заряженном»?

Сразу замечу, я не специалист в области автомобилестроения и высоких технологий. Поэтому мои размышления не могут претендовать на истину в последней инстанции. Скорее это «записки дилетанта» и вы можете не соглашаться с моими выводами. Иногда они будут подкреплены солидным эмпирическим материалом, а  иногда будут умозрительны от начала и до конца.    

 Для удобства понимания того. о чем речь пойдет дальше, позволю себе немного подробнее остановиться на вариантах применяемых дисков сцепления для повседневного и спортивного применения .
Пойдем от простого к сложному:
-Органика - фрикционный материал, применяемый на подавляющем большинстве используемых сцеплений на сегодняшний день в силу своей дешевизны и  мягкого включения.
-     Кевлар - накладки изготовленные из 100% кевларового волокна - авиакосмического полимерного материала, который применяется в изготовлении бронежилетов. Кевларовые сцепления имеют износостойкость в 5-10 раз превышающую износ стандартных органических накладок.
- «Мягкая» металлокерамика, являющаяся «компромиссным» вариантом, т.к. она приближается по износостойкости к спортивной металлокерамике и неагрессивна в плане износа маховика и корзины сцепления.
- Медные накладки (металлокерамика) используются в основном для гоночных сцеплений или в тюнинговых двигателях, где нужно существенно увеличить крутящий момент, передаваемый на КПП. Они довольно агрессивны и изнашивают маховик и корзину больше, чем органические накладки, но зато передают значительно больше крутящего момента.
Стоит также отметить. что помимо материала фрикционных накладок есть существенные различия и в конструкции основы диска сцепления:
-  с пружинной втулкой как на обычной гражданской органике. Именно втулка (демпфер-гаситель крутильных колебаний) устраняет и смягчает ударный момент, который образуется при синхронизации скорости двигателя со скоростью первичного вала.
- Большинство спортивных вариантов, где в приоритете мощность и жесткость сцепления, имеют вместо пружинной - жесткую втулку, что не рекомендуется для уличных автомобилей и стандартных хрупких КПП.

Так насколько же оправдано применение жестких спортивных вариантов ( или мягких) на обычной заряженной машине?

Попробуйте представить себе процесс передачи крутящего момента от двигателя на колеса.
Упрошая схему можно представить себе следующий вариант – вы отпускаете сцепление, далее идет небольшая пробуксовка сцепления, которая тем не менее не уходит впустую и часть крутящего момента уже начинает передаваться на КПП, а потом сцепление замыкается и обороты двигателя уравниваются с оборотами первичного вала.
Понятное дело,что в варианте с металлокерамикой этот процесс происходит гораздо быстрей , чем с обычным сцеплением.
И, например. при старте с места моноприводный автомобиль со спортивным сцеплением может оказаться в горазд худшей ситуации, чем  такой же, но с обычной органикой. Ведь самый эффективный вариант старта для автомобиля с приводом на одну ось – это минимальная пробуксовка колёс, поэтому желательно слегка «поджечь» сцепление при трогании(а не жечь резину), но жесткое сцепление не позволяет этого в полной мере.

Проблема несколько иного рода возникает при переключении передач.
В первую очередь это связано с подбором передаточных чисел  и наиболее ярко выражена у автомобилей с так называемой «длинной» трансмиссией.

Представим себе такую ситуацию. Ваш двигатель имеет обороты максимальной мощности на 6000, а для того, чтобы  добиться максимального ускорения обороты вашего двигателя не должны падать ниже 5 тыс. об.мин, но ряд КПП растянут так, что или вы вынуждены крутить до 7000 об.мин., что крайне нежелательно поскольку большинство двигателей настроено таким образом, что после достижения оборотов максимально мощности идет лавинообразное падение этой самой мощности, а у некоторых еще и отсечка выставлена через 300-500 оборотов.
При таком раскладе единственным способом сохранить темп является банальный «несброс» газа, т.е. вы переключаете передачи не убирая ногу с педали газа .

Чем это чревато , если у вас спортивное сцепление?
Жестким ударом в трансмиссии и двигателе в первую очередь. Уравнивание оборотов происходит крайне болезненно, чего можно избежать при обычном сцеплении.
Пока сцепление буксует крутящий момент передается не полностью, но уже подкручивает первичный вал добавляя ему несколько сотен оборотов и в свою очередь двигатель более мягко теряет обороты .
Я часто слышал такой аргумент против установки металлокерамики: Быстрый износ маховика и корзины.


Господа. Это еще не самое страшное. Маховик и корзину заменить гораздо дешевле, чем ремонтировать  КПП или, не дай бог, двигатель. А такой вариант , мягко говоря, исключать нельзя, особенно на продукции , советского автопрома. Провернет вкладыши или вырвет коренные опоры,  как нефиг делать.      

Для чего я написал эту заметку? Поверьте, совсем не для того. чтобы отговаривать кого-либо от установки вышеозначенных девайсов. Хочется, чтобы люди понимали – некоторые проблемы совсем не там , где мы их видим, а некоторые проверенные временем решения совсем не так уж плохи, чтобы кидаться на всё новое и блестящее.

Если у вас не полноприводный турбированный монстр о пятиста кобылах, который сжигает диск сцепления при каждом резком старте.
Если на драг вы ездите раз в неделю, а в остальное время ваш болид перемещает ваше бренное тело по городу.
Если ваша толчковая нога не левая и не требует постоянной тренировки.    
Так может проще купить хороший комплект сцепления от известного производителя и радоваться мягкому удобному процессу трогания и разгона?

С Уважением , Dance-R
« Последнее редактирование: 21 Июля 2004, 02:51:18 от Dance-R »
:cool:

*

Ramires

  • бот-модератор
  • *****
  • 2792
    • Просмотр профиля
Фига, Иван, как тебя торкнуло...
Но данный креатифф кое-кому стоит почитать. ;)
Ктулху фтагн! (ц) УЛИТКИ Motorsport :123:
"если у вас в голове 2 полушария - это необязательно мозг" © башорг
меня постоянно преследуют умные мысли... но я оказываюсь быстрее ©

*

SNAKE

  • *
  • 38
    • Просмотр профиля
Может металокерамика и убивает корзину с маховиком, может и кпп с двигателем получают пинка, но те кто ставит этот девайс, прекрасно понимают, зачем он нужен. Например у меня, даже на моноприводе, мотор сжигает стандартное сцепление через 5-6 стартов, у стандартного сцепления не хватает мощности, что бы на 195 резине пустить задний привод с пробуксовками, оно просто прокручивается.  С металокерамикой эта проблема решена, хотя есть и альтернативные пути решения, но они не продаються в магазинах, их надо делать самомоу, а процесс трудоемкий и сложный.

*

Dance-R

  • Танцор
  • *****
  • 4673
    • Просмотр профиля
    • http://www.racewars.ru/
Цитата: snake
Может металокерамика и убивает корзину с маховиком, может и кпп с двигателем получают пинка, но те кто ставит этот девайс, прекрасно понимают, зачем он нужен. Например у меня, даже на моноприводе, мотор сжигает стандартное сцепление через 5-6 стартов, у стандартного сцепления не хватает мощности, что бы на 195 резине пустить задний привод с пробуксовками, оно просто прокручивается.  С металокерамикой эта проблема решена, хотя есть и альтернативные пути решения, но они не продаються в магазинах, их надо делать самомоу, а процесс трудоемкий и сложный.



Твой вариант как раз и относится к одному из тех "ЕСЛИ",которые отмечены в конце текста.


Хотя как пример-одна из самых быстрых авто на Дрэге в Европейской части России - Субару господина Альпинского(Цукрова) ездит на стандартном сцеплении.

Может ты как то не так стартуешь?
У Альпинского не менее 400 кобыл под капотом+полный привод, теоретически это должно сжечь  сцепление даже раньше , чем у тебя.
:cool:

*

Ramires

  • бот-модератор
  • *****
  • 2792
    • Просмотр профиля
Все зависит от того, как ты стартуешь.
Даже на обычном сцеплении можно реализовать мощность, другое дело, что его может не хватить надолго. Но если сцепления хватает на 5 стартов - либо старт неправильный, либо сцепление плохого качества.
Ктулху фтагн! (ц) УЛИТКИ Motorsport :123:
"если у вас в голове 2 полушария - это необязательно мозг" © башорг
меня постоянно преследуют умные мысли... но я оказываюсь быстрее ©

*

Uncle_Fedor

Во-первых , у Альпинского не 400 "кобыл" , а всего 340 !!! Информация из компетентнейшего источника  :cool:
 Во-вторых , металлокерамика не предназначена для повседневной езды и ламера за рулём . Спортивные автомобили обслуживаются СОВЕРШЕННО в других режимах и обьёмах .
 Реально проведённые испытания на ВАЗ 2102 с форсированным мотором 1.6 привели к замене сцепления в сборе через 70 ткм . При том , что это авто участвовало в ралли-спринтах у СКК и на треке .

*

SNAKE

  • *
  • 38
    • Просмотр профиля
Ну вот, про Альпинского всё выяснили, превышение мощности над эстиай у него всего 60 лошадей, такую нагрузку стандартное сцепление вполне держит, ведь всё делается с запасом.
  А насчет неправильного старта и некачественного сцепления.... посмотрю как будете стартовать Вы, если у Вас под капотом будет нечто мощнее стандартного мотора в 3.5 раза.

*

Ramires

  • бот-модератор
  • *****
  • 2792
    • Просмотр профиля
Это какая такая мощность? 200 кобыл ?
У вас же вроде Жигули, хотя я могу и ошибаться.
Ктулху фтагн! (ц) УЛИТКИ Motorsport :123:
"если у вас в голове 2 полушария - это необязательно мозг" © башорг
меня постоянно преследуют умные мысли... но я оказываюсь быстрее ©

*

pacifier

  • *****
  • 1929
    • Просмотр профиля
    • http://www.calibra.nm.ru
Когда Пинскому намерили 340 кобыл он очень долго смеялся.
Это просто замечательно соотносится с результатом 12 сек на 402м (время реакции включено).
А сцепуха у него действительно стандартная. Для дрега и нужна стандартная. Только ее надо доработать.
Нам на пальцах это объяснял Unlimed (прибалт, который на Пульсаре в прошлом году приезжал).

Надо немного подпилить корзину в местах крепления, чтобы улучшить прилегание + сточить каждый 2й лепесток на самом диске. Тогда площадь контакта уменьшается, но давление увеличивается.
По его словам, таких доработок хватает.
У него был 420 лс.
Opel - альтернативная форева... была до апреля 2006г. ;)

*

Uncle_Fedor

Не смеялся ... Пинский ... а слюнями и соплями брызгал на всю площадку  :((
 Потом сказал , что купит точно такой же стенд  :biggrin:

*

Hummer

  • Alliance BMW
  • ****
  • 348
    • Просмотр профиля
    • http://www.shonx.ru
Если у вашего ваза больше 120 честных Кобыл то есть повод подумать о керамике или о комплексной замене сцепления на что-то спортивное.Умение трогаться (особенно для дрега )здесь особенно важно.
«Мне сложно понять, как видят наши гонки зрители. Но для меня пять секунд, отделяющие старт от финиша, – целая вечность. Я хочу переживать ее снова и снова» (с) Энди Картер, чемпион Европы.

*

Dance-R

  • Танцор
  • *****
  • 4673
    • Просмотр профиля
    • http://www.racewars.ru/
Цитата: Hummer
Если у вашего ваза больше 120 честных Кобыл то есть повод подумать о керамике или о комплексной замене сцепления на что-то спортивное.Умение трогаться (особенно для дрега )здесь особенно важно.

 Мне кажется,что тут многое зависит от способа добывания честных кобыл.
Если имеем сильно "закрученный" 1,6,то без хорошего сцепления плохо.
А если просто 1,8 с доработанной ГБЦ и нормаллной программой,то можно и не париться.
:cool:

Цитата: SNAKE
Ну вот, про Альпинского всё выяснили, превышение мощности над эстиай у него всего 60 лошадей, такую нагрузку стандартное сцепление вполне держит, ведь всё делается с запасом.
  А насчет неправильного старта и некачественного сцепления.... посмотрю как будете стартовать Вы, если у Вас под капотом будет нечто мощнее стандартного мотора в 3.5 раза.


а как на твоем авто уселась сцепуха от шевинивы? и если уселась то отпишись как :wink:

НА АУДИ СТАНДАРТ СЦЕПЛЕНИЕ ДОРАБОТОН МОТОР МНЕ ЛИЧНО ВПОЛНЕ ХВАТАЕТ УЖЕ 1.5 ГОДА ГОНЯЮ И БЕЗ ПРОБЛЕМ

*

Hawk

  • *****
  • 594
    • Просмотр профиля
[OFF]Вот это АП!!!appl appl :surprise: :surprise:  :kgam: :kgam: :ura: :ura:[/OFF]
JDM FAN & taZLO USER