RaceWars.Ru
Авто&спорт => Автоспорт => Техноринг => Тема начата: Техноринг от 18 Марта 2008, 08:46:48
-
Предлагаю в этой теме обмениваться опытом, задавать и отвечать на вопросы по теории и практике управления спортивной машиной, записи стенограммы, обсуждения СУ, разбор ошибок и т.п.
Если тема будет жить и будут реальные вопросы (что подтвердит наличие интереса), то можно организовать присутствие в обсуждении гуру автоспорта, опытных пилотов и тренеров, известных штурманов. Думаю это может оказаться полезным как для начинающих, так и для опытных спортсменов.
-
"Алексей ЩУКИН: В правом повороте, достаточно некрутом, мы ткнулись в обочину, машину закрутило и перевернуло. Не успел сосчитать, сколько раз… пальцев считать не хватило. Это – и ошибка в записи, и ошибка в пилотировании. Ошибка в записи возникает из-за того, что большинство наших молодых пилотов не совсем четко понимают принципы составления скоростной стенограммы. Пишут дорогу, не понимая, что потом с этой записью придется делать в процессе езды."
Вот например несколько ссылок на тему написания стенограммы. Как видите мнения не однозначны ;-)
http://www.eulex.msk.ru/rall04.htm
http://www.worldrally.ru/articles_stena.html
По этой ссылке http://www.mochanov.com/phpBB2/viewtopic.php?t=132
раньше был топик Алексея Щукина, но сейчас куда то пропал. Может кто знает где искать? Ценнейший материал.
-
Вопрос:
"А.Щукин
Кстати, о высшей математике.
Можно я задам штурманский вопрос?
Ехал Светогорск с новым пилотом. На одном сильно закрученном допе насыщенность стенограммы информацией была такой, что читать "под ногу" было нереально для меня - скороговорка была пулеметная, и естественно, привязка к местности терялась, ибо взгляд поднять некогда, а пятой точкой не все повороты адекватно чувствуешь.
Ну и, само собой, пилот такой поток информации тоже не может переварить.
Вопрос, собственно, как штурману справляться с такой ситуацией? Фильтровать информацию в стенке, влиять на пилота во время записи или просто стараться тараторить быстрее? :)
Вероятно, я не вижу чего-то главного в этой проблеме."
Ответ:
"Немного не в тему дискуссии, но отвечу. Это не только Ваша личная проблема, но всего раллийного сообщества, идущего по граблям.
Во-первых, я бы предложил Вам немедленно отказаться от такого термина, как диктовка "под ногу". В общем понимании авторушников и с точки зрения логики это означает, что после получения команды штурмана, водитель немедленно должен ее выполнить. В этом и кроется первая и существенная ошибка, зачастую ведущая к неприятным последствиям. В процессе чтения стенограммы в идеале водитель должен не слышать набор терминов и команд, а "видеть" дорогу, представлять себе ее и мысленно строить траекторию движения настолько, насколько ему позволяет мастерство штурмана и качество записанной стенограммы. Об идеальных кольцевых траекториях забудьте сразу. Из всего вышесказанного можно сделать простой вывод: диктовать надо не то, что немедленно появится перед водителем, а то, что появится вслед за позицией, к которой вы подъезжаете. При этом абсолютно правильным будет разбивка стенограммы на группы (связки). Это даст вам сразу несколько неоспоримых преимуществ: штурман, прочитав сразу 2-3 (макс.) позиции имеет время на осмысление происходящего и привязки, а водитель имеет возможность строить более-менее приемлимые траектории. С увеличением скорости происходит смещение диктовки в более раннюю сторону. При этом надо обращать внимание на связки, идущие на "утяжеление" поворотов. Ведь по большому счету водителю "по барабану" что там впереди: 2, 4, 5, ему надо четко понимать что делать - разгоняться, тормозить, рулить, отсюда и "главным" поворотом в связке является более сложный, именно на него и настраивается пилот. Уже во время записи надо стараться формировать эти связки. Где-то на автору я уже объяснял как это надо сделать. Иногда надо влиять и на пилота, когда он пытается написать мини-очерк, иногда надо и ускорять темп речи. В таких случаях я говорю: "Я прочитаю тебе все, что ты здесь написал, только ответь мне, что из этого останется у тебя в голове?"
На конкретные вопросы отвечу."
-
Вот еще интересная полемика...
http://www.autosport.com.ua/phorum/read.php?f=1&i=3939&t=3913
http://www.autosport.com.ua/phorum/read.php?f=1&i=4905&t=4653#reply_4905
http://www.autosport.com.ua/phorum/read.php?f=1&i=4206&t=4130#reply_4206
-
Цитаты:
"Многое строится на собственных ощущениях . Мало кто из быстрых умеет объяснить, что в данную секунду делают его руки и ноги.
Интересно на эту тему пишет Лёб:" Я чувсвую связь между мной и автомобилем не на руле , не на педали тормоза или газа а на сиденье . Именно кресло передаёт мне информацию о малейшем изменении в поведении машины , о боковых и продольных ускорениях . Ну а более точно - даже не на сиденье , а на находящейся на нём точкой моего тела. "
Так что выражение ж...ой чувствовать не лишено смысла !!!"
"Автор: Мочанов
Леонид, никто и никогда не может определить и рассказать, что делают его руки, ноги и голова в данную секунду времени. Пока подумал - прошло еще несколько секунд, во время которых быстрый тоже что-то делал... И медленный тоже. Быстрый толковый человек может определить и объяснить ПРИНЦИПЫ, по которым он едет. Отношение к связкам и поворотам, за которыми выходы на длинные прямые. Принципиальную работу рулем и газом. Отношение к заносам и сносам. Принципы прохождения связок и алгоритма своего поведения на длинной дуге. Вы не хуже меня понимаете, о чем я говорю. Космонавт не объяснит, что он делает в каждую секунду времени. И летчик-истребитель тоже. Но они могут объяснить, КАК они стали космонавтами и что должен делать пилот для выполнения полетного задания. Нужно ездить и каждый метр дороги превращать в тренировку. Но не скоростную!!!! А концентрироваться на прогрессивном рулении, на мягкой и плавной работе с тормозами. Понимать, куда и почему перераспределился вес - для всего этого не нужно нарушать правила дорожного движения и здравого смысла. Все просто, потому что не бывает чудес. Все сложно, потому что долго, нудно и никто ничего не поправит и не объяснит. Нет скоростных закрытых трасс, нет специальной тренировочной учебной техники. А еще обычная и гоночная езда - это два разных мира, практически ничего общего. Все равно что ходить по Крещатику и бежать по дорожке стадиона на время в шиповках. Жаль, что многого в интернете не объяснишь. А личный контакт труднодоступен и очень дорого стОит. Я без сарказма и с искренним сожалением."
-
Получил огромный опыт по стенке проехав с Жидковым Сергеем Николаевичем. На ознакомлении проезжая с ним я думаю, как бы я описал дорогу?, в этот момент он диктует стенку и я понимаю, что он описал дорогу именно так, как она выглядит, это конечно большой опыт я молчу уже про опыт по самой езде в поворотах и чувство автомобиля и понимание его. Очень хотелось бы у него ещё поучиться. ( но не в боевом режиме)))), уж больно страшно)).
-
Получил огромный опыт по стенке проехав с Жидковым Сергеем Николаевичем. На ознакомлении проезжая с ним я думаю, как бы я описал дорогу?, в этот момент он диктует стенку и я понимаю, что он описал дорогу именно так, как она выглядит, это конечно большой опыт я молчу уже про опыт по самой езде в поворотах и чувство автомобиля и понимание его. Очень хотелось бы у него ещё поучиться. ( но не в боевом режиме)))), уж больно страшно)).
"...в этот момент он диктует стенку и я понимаю, что он описал дорогу именно так, как она выглядит..."
Не очень понятно, т.е. совпадает с Вашим представлением или с тем как построена дорога?
-
С тем как построена дорога, например: много внимания уделено повороту за горкой, на горке, в горку, так же один поворот разбивался на 1-1-1.5-2, как пример просто, тоесть с доворотом, по внутри, и тд. Описывалась дорога кратко и точно, именно так как она выглядела и желание было ехать по его стенке, а не по-моей ))). Т.е человек описывал дорогу понятливыми словами лучше и понятливее чем я бы сделал это для себя.(((. И ещё хотелось бы пообщаться как раз о прохождении таких поворотов с разгрузом и про езду в колее и зимой и летом. Потому что колея присутствует практически на всех гонках.
-
Про колею. Стоит ли тупо ехать в ней? Что делать если начинает колбасить из стороны в сторону в колее? Для зимы-если морда в колее а задняя часть выехала из колеи есть криминал или лучше держать её тоже в колее. Стоит ли опираться в колее на неё и где грань срыва колеса? Для лета, если есть колея серьёзная стоит ли перебирать со скоростью в повороте, по-идеи все равно в колее и срыв пройдет наверное позже или как ?
-
Получил огромный опыт по стенке проехав с Жидковым Сергеем Николаевичем. На ознакомлении проезжая с ним я думаю, как бы я описал дорогу?, в этот момент он диктует стенку и я понимаю, что он описал дорогу именно так, как она выглядит, это конечно большой опыт я молчу уже про опыт по самой езде в поворотах и чувство автомобиля и понимание его. Очень хотелось бы у него ещё поучиться. ( но не в боевом режиме)))), уж больно страшно)).
+1 Могу сказать тоже самое про Д.Никончука. После 6-ти гонок с ним, видение дороги изменилось координально
-
С тем как построена дорога, например: много внимания уделено повороту за горкой, на горке, в горку, так же один поворот разбивался на 1-1-1.5-2, как пример просто, тоесть с доворотом, по внутри, и тд. Описывалась дорога кратко и точно, именно так как она выглядела и желание было ехать по его стенке, а не по-моей ))). Т.е человек описывал дорогу понятливыми словами лучше и понятливее чем я бы сделал это для себя.(((. И ещё хотелось бы пообщаться как раз о прохождении таких поворотов с разгрузом и про езду в колее и зимой и летом. Потому что колея присутствует практически на всех гонках.
Я немного другое имел ввиду. Описывалась именно дорога или то где будет машина на дороге и куда она должна ехать, т.е. траектория?
Вообще с ростом хода и накатом стенограмма становится существенно проще, уходит много мешающего мусора, многие вещи становятся очевидными. Мозг привыкает (если ставить такую задачу) воспринимать стенограмму не как руководство к действию, набор инструкций, а как информационный поток для построения будущей траектории движения. Это происходит на подсознательном уровне, а стенограмма звучит в ушах, как «бульканье модема» (если штурман соответсвующий).
Собственно есть такой принцип, выделять на дороге те места, где машина будет менять направление или существенно менять характер движения – это опорные точки, между ними машина едет либо по прямой, либо поворачивает. Описание этих траекторий и есть один из способов написания стенограммы. Естественно это описание часто не напоминает профиль самой дороги.
Например я бы написал лет пять назад:
250 Л7 150 тормозим правее Л4 через трамплин с подбросом держать (еще мог бы добавить левее) 50 П3 держать, рыхло, колея, и т.п.
Но по мере тренировок, многие вещи, которые вас пугали и занимали много описания в стенограмме (при этом она казалась шедевром) станут привычными, логичными, очевидными. Чем совершенней будет ваша техника владения машиной, тем раньше мозг будет готов «посмотреть за поворот» мгновенно оценивая состояние дороги, изменение наклона полотна, свойства сцепления и его изменение. Руки и ноги будут автоматически корректировать движение машины в колеях, выбоинах, песке и грязи, снеге и на льду. Вы поверите в свои возможности. Но для этого нужен большой накат, тренировки, тренировки, тренировки.
Позже (например на WRC) я бы написал так:
250 Л7 50 внимание Л4 через трамплин на П3
И этого достаточно.
Запись и прохождение поворотов через, на, с трамплинов (горок, бровей, бугров) – это один из самых сложных элементов в ралли. Нужно обязательно заранее подготовить машину к уменьшению сцепления с дорогой. Задать ей необходимое направление движения внутрь поворота, что бы компенсировать стаскивание центробежной силой при разгрузке. Для этого очень важно правильно выполнить вход в поворот и выбрать скорость. Для более быстрого ускорения, и стабилизации машины можно «придавить» ее к дороге коротким толчком левой ноги в момент нарастания разгрузки, но не злоупотреблять торможением.
-
Про колею. Стоит ли тупо ехать в ней? Что делать если начинает колбасить из стороны в сторону в колее? Для зимы-если морда в колее а задняя часть выехала из колеи есть криминал или лучше держать её тоже в колее. Стоит ли опираться в колее на неё и где грань срыва колеса? Для лета, если есть колея серьёзная стоит ли перебирать со скоростью в повороте, по-идеи все равно в колее и срыв пройдет наверное позже или как ?
Нужно понимать, что как такового одного рецепта поведения в колее нет и не может быть.
Колея может возникнуть внезапно, исчезнуть, снова возникнуть, изменить направление и т.д. Вы можете выйти из поворота и попасть в колею передними колесами, а можете задними, можете в повороте оставить передние колеса в колее, а можете задние, а можете ехать, как трамвай по рельсам длинный поворот (получится надежней и может быть быстрее)…
Колея, ямы, рыхлости, камни, лужи – все это обстоятельства, которые могут появляться в процессе гонки, внезапно и на оценку которых, как правило нет времени осознанного мышления, организм отрабатывает такие вещи автоматически и главное С УПРЕЖДЕНИЕМ иначе машина выйдет из под контроля. Эти навыки можно выработать только либо на тренировках, либо рискуя в гонках. В любом случае все определит ваше чувство машины, дороги и автоматизм управления.
«Стоит ли опираться в колее на неё и где грань срыва колеса?» - грань у каждого будет своя, вопрос в том, что произойдет после срыва колеса – ожидаемое движение машины в нужную сторону или потерю управления. Это должно быть для вас очевидно, и вы должны быть к этому готовы и упреждать движение машины, корректировкой ее положения, загрузкой, скоростью. Очевидно, что время на обдумывание всего этого у вас не будет.
-
Например я бы написал лет пять назад:
250 Л7 150 тормозим правее Л4 через трамплин с подбросом держать (еще мог бы добавить левее) 50 П3 держать, рыхло, колея, и т.п.
250 Л7 50 внимание Л4 через трамплин на П3
За 5 лет 150 может превратиться в 50 ?;-)
-
Мне кажется "как новичку в ралли" что для начала надо научиться ездить не сломя голову, а с минимальным количесвом ошибок и доезжать, а скорость придет [OFF]или не придет[/OFF].
Я прав?
-
За 5 лет 150 может превратиться в 50 ?;-)
Может даже совсем пропасть. Начинаешь видеть реальные расстояния прямолинейного движения. Попробуйте для интереса записать несколько поворотов, потом проехать их несколько раз, а выйдя из машины посмотреть на свои следы и сравнить их со стенограммой. Будет любопытно :)
-
Мне кажется "как новичку в ралли" что для начала надо научиться ездить не сломя голову, а с минимальным количесвом ошибок и доезжать, а скорость придет [OFF]или не придет[/OFF].
Я прав?
Не совсем. Неоспоримо лишь то, что всегда нужно соизмерять свои навыки с реальными обстоятельствами.
Дело в том, что скорость не придет сама.
Да и об ошибках и их количестве можно узнать, если кто то на них укажет, скажет что имененно не так.
Вообще существует примерно пять разделов раллийной подготовки (с точностью до названий):
Стенограммная подготовка
Техника управления (в том числе контраварийная подготовка)
Скоростная подготовка
Физическая подготовка
Психологическая подготовка
Скоростная подготовка - это квинтесенция стенограмной подготовки и техники управления. "Поиск скорости" возможно выполнить, когда гонщик уверенно управляем машиной, умеет "защищаться", достигнут необходимый автоматизм и моторика движений, стенограмма выкатана, понятна и проста, в конце концов гонщик - стрессоустойчив, и спокойно делает свою "работу".
И вот тогда начинается борьба за секунды, причем чем дальше, тем сложнее в прогрессии.
-
не останусь в стороне с вопросом (с удовольствием у Щукина поинтересовался бы, но не нашел конкретного ответа):
к примеру доп, ход большой, начинаются нули и единички, которые едем почти без сброса, чтение из разряда 30л1 на пр1 на л0 30 пр4.
вопрос: как прочитать? вроде ход большой, стенка не сильно загружена, читаем на позицию вперед, а время прочитать и затормозить катастрофично мало, я бы сказал нет?
-
понравилось в украинском форуме:
Многое зависит от водителя и от атмосферы в экипаже. Петрович например, так же как и я, всегда молчит во время спецучастка, и только указательным пальцем правой руки может махнуть вперед (что означает "Опаздываешь, дальше!") или поднять его вверх ("торопишься, не спеши!") Редко-редко выдохнет "Дальше!" или "Убежал!" Самое страшное, когда Саня в процессе неожиданных вестибулярных перегрузок начнет читать в стиле Эминема "Ух ты! Опа-Опа!" Это значит, что во время записи стенограммы мы несколько оптимистично подошли к градации поворота и Петрович просто не ожидал, что к этому месту в связке Мицык наберет такой ход. "Ух ты!" - это когда Салюк справляется.
"Опа-опа!" - это когда он надеется, что справится. От меня же как от штурмана требуется только своевременно выдать информацию под ногу и наперед. Причем даже во время "Опа-опа!" я должен, обязан и БУДУ вычитывать связку. Как будто ничего не случилось.
-
понравилось в украинском форуме:
Многое зависит от водителя и от атмосферы в экипаже. Петрович например, так же как и я, всегда молчит во время спецучастка, и только указательным пальцем правой руки может махнуть вперед (что означает "Опаздываешь, дальше!") или поднять его вверх ("торопишься, не спеши!") Редко-редко выдохнет "Дальше!" или "Убежал!" Самое страшное, когда Саня в процессе неожиданных вестибулярных перегрузок начнет читать в стиле Эминема "Ух ты! Опа-Опа!" Это значит, что во время записи стенограммы мы несколько оптимистично подошли к градации поворота и Петрович просто не ожидал, что к этому месту в связке Мицык наберет такой ход. "Ух ты!" - это когда Салюк справляется.
"Опа-опа!" - это когда он надеется, что справится. От меня же как от штурмана требуется только своевременно выдать информацию под ногу и наперед. Причем даже во время "Опа-опа!" я должен, обязан и БУДУ вычитывать связку. Как будто ничего не случилось.
Это про Р3К?
-
Ваще Салюк - чемпион Украины...))
-
Это про Р3К?
улыбнуло))))))
-
не останусь в стороне с вопросом (с удовольствием у Щукина поинтересовался бы, но не нашел конкретного ответа):
к примеру доп, ход большой, начинаются нули и единички, которые едем почти без сброса, чтение из разряда 30л1 на пр1 на л0 30 пр4.
вопрос: как прочитать? вроде ход большой, стенка не сильно загружена, читаем на позицию вперед, а время прочитать и затормозить катастрофично мало, я бы сказал нет?
Я конечно не Щукин (он сейчас в Аргентине, но, думаю, потом оставит свое авторитетное мнение), но попробую поделиться опытом. Трудно конечно говорить о конкретном случае, не зная нюансов и чужой стенограммы, но…
Это как раз пример записи геометрии дороги, а не того, как нужно ехать по ней.
«ход большой, начинаются нули и единички, которые едем почти без сброса» - важно требуется ли для прохождения этого участка существенные изменения прямолинейного движения машины? Судя по всему нет. Второе, я так понимаю, что весь участок просматривается как минимум от поворота до поворота. В третьих, если ход реально большой, а повороты подряд 0 – 1 то таких расстояний как 30 метров не может быть. Их просто не почувствовать (я вообще не пишу расстояния меньше 50 метров они не информативны, их могут заменить «на» и «и»). Тут на лицо перегрузка лишними и не информативными позициями. Да еще и чтение «на позицию вперед», т.е подъезжая «без сброса» к Л0 я узнаю, что через 30 метров пр4!!! Точный убор.
Есть несколько вариантов:
1. Если и писать нули и единички, то обязательно выделить связку и читать ее целиком, делая акцент на пр4, т.е. произносить «Л1 на Пр1 50 Пр4», как одну фразу. Если перед этой связкой прямик метров 300, то можно добавить «внимание».
2. Если с большого хода после последней позиции то «100 криво пр4»
3. Если длина такого «кривого» участка большая, то можно добавить какую то привязку (если она очевидна – перегиб дороги, знак, дерево и т.п.) «100 «привязка» пр4»
Вообще я редко пишу нули или единицы, только если нужно (и можно) привязать, или есть какая то значимая особенность дороги в этом месте. Я просто пишу расстояния, машина то едет прямо.
-
принципы управления полным приводом на асфальте , гололёде и на джипе с полной блокировкой по бездорожью. хотелось бы чуток подробных разъяснений
-
принципы управления полным приводом на асфальте , гололёде и на джипе с полной блокировкой по бездорожью. хотелось бы чуток подробных разъяснений
Что значит "принципы"? Принцип - поворачивать руль туда, куда нужно повернуть машину, нажимать на газ, если нужно увеличить скорость и на тормоз, если нужно остановиться.
Надо бы конкретизировать вопрос. Что значит управление, с какими целями? Максимально быстро проехать на время, или гарантировано, или ликвидировать опасную ситуацию, или предупредить ее, или создать ее?
Про джип с полной блокировкой по бездорожью – с ровным газом, на пониженной и не быстро дабы не сломать машину.
-
Есть несколько вариантов:
1. Если и писать нули и единички, то обязательно выделить связку и читать ее целиком, делая акцент на пр4, т.е. произносить «Л1 на Пр1 50 Пр4», как одну фразу. Если перед этой связкой прямик метров 300, то можно добавить «внимание».
2. Если с большого хода после последней позиции то «100 криво пр4»
3. Если длина такого «кривого» участка большая, то можно добавить какую то привязку (если она очевидна – перегиб дороги, знак, дерево и т.п.) «100 «привязка» пр4»
Вообще я редко пишу нули или единицы, только если нужно (и можно) привязать, или есть какая то значимая особенность дороги в этом месте. Я просто пишу расстояния, машина то едет прямо.[/QUOTE]
если я не ошибаюсь, можно выделить интонацией опасный поворот, в данном случае пр4 и акцент делается именно на него, при этом, в зависимости от восприятия пилотом, бывает необходимо повторитбь этот поворот с еще большим акцентом.
простите за безтактность, но не считаете ли Вы опасным не писать 0 и 1? не предполагаете ли Вы, что на трассу опустится густой туман или ливень пойдет, или пыль будет от впередиидущего автомобиля? что Вы будете делать в таком случае, когда любое изменение профиля трассы Вы будете воспринимать как уже следующий поворот(тот же пр4), что повлечет снижение скорости и т.д.?
-
если я не ошибаюсь, можно выделить интонацией опасный поворот, в данном случае пр4 и акцент делается именно на него, при этом, в зависимости от восприятия пилотом, бывает необходимо повторитбь этот поворот с еще большим акцентом.
простите за безтактность, но не считаете ли Вы опасным не писать 0 и 1? не предполагаете ли Вы, что на трассу опустится густой туман или ливень пойдет, или пыль будет от впередиидущего автомобиля? что Вы будете делать в таком случае, когда любое изменение профиля трассы Вы будете воспринимать как уже следующий поворот(тот же пр4), что повлечет снижение скорости и т.д.?[/QUOTE]
Конечно можно выделить интонацией, но главное правильно записать связку и включить в нее именно то, что нужно. И прочитать это, как связку, как бы заранее рисуя пилоту траекторию.
Если будет туман, или ливень, или пыль - ход так или иначе упадет. Езда "в слепую" бывает только в байках. Если ничего не видешь - не едешь. Глаза - главный источник информации.
У меня было 10 градаций поворотов, осталось 7. Часто используемых - 5.
0 и 7 встречаются редко.
В особых случаях можно добавить описание - обратный, отрицательный и т.п.
Есть еще расстояние. Например если написано 100, то это значит 100 прямо, все изгибы на этом участке не считаются, смотришь как бы сразу на 100 метров вперед. Ну а расстояние нужно чувствовать, даже, если в пыли.
Да и еще, написать стенограмму на все случаи жизни невозможно - это будет роман для неспешного чтения перед сном. Конечно, если расписать все все нюансы и привязки, то может быть будет чуть чуть легче ехать в плотном тумане. Но нужно выбирать между максимально быстрым и надежным движением в нормальных условиях и демонстрацией "ночного зрения" в тумане, когда скорость и так, как у велосипеда.
Я не считаю себя гуру, мое мнение может содержать ошибочные утверждения. Я только делюсь опытом. Так что все тактично ;-)
-
Данные вопросы м ответы помогли выяснить причину потери стенки на СУ и реального низкого хода экипажа: перегруженность стенограммы, не согласованость при написании стенограммы, не правильное описание пилотом сложных участков с буграми (трамплинами) а так же длинных связок , не своевременное чтение стенограммы, не достаточная скатаность экипажа и отсутствие тренировок. Ну что, на следующий этап ккр будем готовиться и постораемся исправить основные ошибки. Спасибо Всем.
-
Что значит "принципы"? Принцип - поворачивать руль туда, куда нужно повернуть машину, нажимать на газ, если нужно увеличить скорость и на тормоз, если нужно остановиться.
Надо бы конкретизировать вопрос. Что значит управление, с какими целями? Максимально быстро проехать на время, или гарантировано, или ликвидировать опасную ситуацию, или предупредить ее, или создать ее?
Про джип с полной блокировкой по бездорожью – с ровным газом, на пониженной и не быстро дабы не сломать машину.
например- на заднем приводе в повороте не прибавлять газ , при заносе отпустить газ.
-
например- на заднем приводе в повороте не прибавлять газ , при заносе отпустить газ.
Обмен спортивным опытом, мастерклассы.....:rollingfl
-
Это как раз пример записи геометрии дороги, а не того, как нужно ехать по ней.
«ход большой, начинаются нули и единички, которые едем почти без сброса» - важно требуется ли для прохождения этого участка существенные изменения прямолинейного движения машины? Судя по всему нет. Второе, я так понимаю, что весь участок просматривается как минимум от поворота до поворота. В третьих, если ход реально большой, а повороты подряд 0 – 1 то таких расстояний как 30 метров не может быть. Их просто не почувствовать (я вообще не пишу расстояния меньше 50 метров они не информативны, их могут заменить «на» и «и»). Тут на лицо перегрузка лишними и не информативными позициями. Да еще и чтение «на позицию вперед», т.е подъезжая «без сброса» к Л0 я узнаю, что через 30 метров пр4!!! Точный убор.
Есть несколько вариантов:
1. Если и писать нули и единички, то обязательно выделить связку и читать ее целиком, делая акцент на пр4, т.е. произносить «Л1 на Пр1 50 Пр4», как одну фразу. Если перед этой связкой прямик метров 300, то можно добавить «внимание».
[/QUOTE]
как раз вопрос состоит в написании и чтении стенки. я не приводил конкретный пример дороги. я написал к примеру. суть в том, что ход большой, повороты закрытые но очень быстрые. позиций для чтения много, записаны коротко, выбросить нечего из стенки (если не менять написание стенки вообще), а опасные места, крутые повороты (4) будут следовать неожиданно. это хорошо когда есть 50 и более расстояния, а если три коротких позиции с поворатами 0-1-2 заканчиваются 4-м? типа 50 пр1 30 л1 30 пр1 на л2 на пр4. как раз вопрос в том, что читать надо много, а крутой поворот становится неожиданным. акцент голосом сделать это понятно, успеть бы.....
-
[/QUOTE]
а если три коротких позиции с поворатами 0-1-2 заканчиваются 4-м? типа 50 пр1 30 л1 30 пр1 на л2 на пр4. как раз вопрос в том, что читать надо много, а крутой поворот становится неожиданным. акцент голосом сделать это понятно, успеть бы.....[/QUOTE]
( 50 пр1 30 л1 ) ( 30 пр1 на л2 на пр4 )
перед входом в Лв2 подчитать "на Пр4"
-
как раз вопрос состоит в написании и чтении стенки. я не приводил конкретный пример дороги. я написал к примеру. суть в том, что ход большой, повороты закрытые но очень быстрые. позиций для чтения много, записаны коротко, выбросить нечего из стенки (если не менять написание стенки вообще), а опасные места, крутые повороты (4) будут следовать неожиданно. это хорошо когда есть 50 и более расстояния, а если три коротких позиции с поворатами 0-1-2 заканчиваются 4-м? типа 50 пр1 30 л1 30 пр1 на л2 на пр4. как раз вопрос в том, что читать надо много, а крутой поворот становится неожиданным. акцент голосом сделать это понятно, успеть бы.....
Это нормально, что кажется, что нечего выбрасывать из стенки :)
Но попробуйте услышать. Важно, что именно предполагает делать пилот в этих "очень быстрых поворотах". Разгоняется, тормозит, поворачивает.
Если он с большого хода выполняет "одним движением" 50 0-1-2-4, то так и надо ему писать - связка 50 0-1-2-4. Зачем вообще писать 30 метров между позициями, тем более быстрыми?!
Зачем писать 0, если в этом месте пилот все равно не поворачивает, увеличьте лучше расстояние прямолинейного движения и запишите связку 100 1-2-4. Я бы еще увеличил расстояние и единичку не писал бы, если она действительно 1 и резкая, иначе не очень понятно на какой поворот тормозить, будет дергаться.
-
а если три коротких позиции с поворатами 0-1-2 заканчиваются 4-м? типа 50 пр1 30 л1 30 пр1 на л2 на пр4. как раз вопрос в том, что читать надо много, а крутой поворот становится неожиданным. акцент голосом сделать это понятно, успеть бы.....[/QUOTE]
( 50 пр1 30 л1 ) ( 30 пр1 на л2 на пр4 )
перед входом в Лв2 подчитать "на Пр4"[/QUOTE]
А зачем нужны эти расстояния - 30 м, о чем они говорят? Если конечно утверждать, что ход такой большой, что на 250 метрах не успеть прочитать две связки.
-
А зачем нужны эти расстояния - 30 м, о чем они говорят? Если конечно утверждать, что ход такой большой, что на 250 метрах не успеть прочитать две связки.
раньше так же писали. потом скорости выросли и все расстояния менее 50 метров заменили на "+" или "на" или "в".
стало проще намного.
связки всегда выделяем. если расстояние до 1го поворота большое, то говорю пилоту "сейчас будет связка с 4кой". ну и перед началом СУ вспоминаем основые сложные моменты.
-
раньше так же писали. потом скорости выросли и все расстояния менее 50 метров заменили на "+" или "на" или "в".
стало проще намного.
связки всегда выделяем. если расстояние до 1го поворота большое, то говорю пилоту "сейчас будет связка с 4кой". ну и перед началом СУ вспоминаем основые сложные моменты.
ты блин еще вспомни как в первый раз читал трамплин с левой четверкой;-)
-
спасибо, принято на наработку.
будем тренироваться
-
раньше так же писали. потом скорости выросли и все расстояния менее 50 метров заменили на "+" или "на" или "в".
стало проще намного.
связки всегда выделяем. если расстояние до 1го поворота большое, то говорю пилоту "сейчас будет связка с 4кой". ну и перед началом СУ вспоминаем основые сложные моменты.
Тут дело в другом. Речь не о том как назвать маленькие расстояния, а о том, есть ли они вообще.
Вот есть такой показательный способ проверить себя и стенограмму:
выбираете не большой участок дороги с несколькими поворотами, лучше малоизвестный.
Проезжаете пару раз (не больше) и пишите стенограмму. Потом забываете все, что написали (это самое сложное) и откладываете ее в сторону, что бы не мешала. Затем методично выкатываете на видимость участок, пока время не будет в десятке (ну если сможете). Ну или просто несколько раз дубасите пока вам не покажется, что все – я чемпион. А потом, ПЕШКОМ проходите участок со стенограммой в руках и смотрите на свои реальные последние следы. Сравните, будет очень любопытно.
-
...ну и перед началом СУ вспоминаем основые сложные моменты.
А вот это очень правильно. Реально помогает. Я когда писал стенограмму, то говорил штурману какие моменты вынести в начало стенограммы, что бы еще раз мысленно проехать их перед стартом.
Если скорость позволяет, то можно еще обозначать сложные места, например словом "место". Память сама вытащит нужный образ дороги.
-
Подскажите, кто в Питере занимается установкой онборда?
-
Воронов ставил на несколько машин. 913-36-87 Владимир.
-
Подскажите, кто в Питере занимается установкой онборда?
я
-
я
Лё Мишель де РаллиПлюс решает вапросы с он-бордами. Недорого, все работает и качество отличное. + есть разные варианты конфигураций как по стоимости, так и по качеству съемки.
-
богатырев
-
[OFF]ЧИТАЮ ВЗАХЛЁБ! СПАСИБО![/OFF]
-
Лё Мишель де РаллиПлюс решает вапросы с он-бордами. Недорого, все работает и качество отличное. + есть разные варианты конфигураций как по стоимости, так и по качеству съемки.
Это ПЕАРappl
-
Если по теме: после разговоров и тренировок с одним очень быстрым, но к сожалению мало известным переднеприводным пилотом понял одно, что очень удобно писать расстояния не между видимыми поворотами, а между точками входа и выхода из поворотов. После этого градация упала примерно на единицу и стало гораздо удобнее. Единственное но, не пробовали еще в боевом режиме, не было пока выездов в зимнем сезоне.
-
я
Убедительная просьба прислать не мыло rand69@mail.ru конкретные предложения по возможным вариантам онборда. Благодарю.
-
Если по теме: после разговоров и тренировок с одним очень быстрым, но к сожалению мало известным переднеприводным пилотом понял одно, что очень удобно писать расстояния не между видимыми поворотами, а между точками входа и выхода из поворотов. После этого градация упала примерно на единицу и стало гораздо удобнее. Единственное но, не пробовали еще в боевом режиме, не было пока выездов в зимнем сезоне.
Именно так, главное правильно увидеть траектории и те самые точки в которых машина меняет направление движения.
-
после разговоров и тренировок с одним очень быстрым, но к сожалению мало известным переднеприводным пилотом понял одно.
;-) ;-) еще и заднеприводным
-
Именно так, главное правильно увидеть траектории и те самые точки в которых машина меняет направление движения.
А чтобы их увидеть и правильно все записать на ознакомлении нужно ехать медленно, потому, что если рассматривать ознакомление, как некий способ потренироваться, почувствовать давно забытое покрытие и т.д., то стенка получиться не совсем точной. Т.к. пилот будет отвлекаться на массу факторов, таких как процесс управления авто, обгоны более медленных экипажей, всртечная и т.д. и т.п. Если же ехать медленно. то концентрация только на записи стенограммы. IRC в Выборге было очень показательно в этом плане. Все иностранцы еле тащились на ознакомлении.
-
А чтобы их увидеть и правильно все записать на ознакомлении нужно ехать медленно
есть проблемка!
за то время, которое у нас отводят для ознакомления качественно прописать неторопясь очень сложно!
-
есть проблемка!
за то время, которое у нас отводят для ознакомления качественно прописать неторопясь очень сложно!
С этим согласен полностью, график ознакомления бывает жестким, но ОН то как то умудряецца, сам видел не раз ;-) :-D
-
ОН
:INotWorth :INotWorth :INotWorth
для этого надо во время начала ознакомления стоять перед кв! а не тусовать еще в штабе;-)
-
есть проблемка!
за то время, которое у нас отводят для ознакомления качественно прописать неторопясь очень сложно!
Времени у нас мало отводят? В Эстонии график ознакомления составлен таким образом, что проехать три раза допы на ознакомлении практически не возможно. Какие то Су придется писать только два раза. И очередь из машин на старте СУ. Вот и приходится выбирать. Да и темп записи не черепаший нужно выдержать. Хотя это действительно верно, на незнакомых (идеологически) дорогах скорость записи может быть очень низкая, я часто выходил из машины и ходил пешком, смотрел со стороны на дорогу. А еще, на начальном этапе, очень помогала видео запись СУ на ознакомлении и "проезд" по допам со стенограммой, вечерком, в спокойной обстановке. Но только нужно быть очень аккуратным с просмотром записи, часто возникает желание что то подправить, а вот этого делать нельзя, если конечно это не очевидный ляп типа правый на левый.
-
"проезд" по допам со стенограммой, вечерком, в спокойной обстановке.
Вот с этого момента, пожалуйста, поподробнее...
-
Ага... это круто... но надо быть аккуратным не со стенкой, а чтобы судьям на глаза не попасться или одногрупникам (также проезжающим ДОП в спокойной обстановке)
-
Вот с этого момента, пожалуйста, поподробнее...
Пожалуйста...
Ставите камеру на машину ознакомления, так, что бы был виден капот и дорога (так реальней передается масштаб и расстояния). Естественно нужно правильно подобрать объектив, что бы были минимальные искажения расстояний. Идеальное место установки на зеркале заднего вида. Штурману нужно закрепить выносной микрофон или гарнитуру. Пишите на камеру второй или третий проход. Потом садитесь после ознакомления и "проезжаете" вместе по СУ. При этом важно отметить особые места, проговорить их, обсудить. Нужно это для того, что бы образы стенограммы отложились в памяти. Ну вот примерно так... У нас с Жигуновым доходило до совместных просмотров всей командой, хотя стенки не сопоставимы. Польза от этого конечно есть, но это помогает на начальном этапе. Потом начинает мешать - путать. Главное ничего не исправлять, если только это не очевидные ошибки. (по началу находили и такие). Но это все индивидуально. Есть смысл попробовать.
-
Ага... это круто... но надо быть аккуратным не со стенкой, а чтобы судьям на глаза не попасться или одногрупникам (также проезжающим ДОП в спокойной обстановке)
А что судьи или одногрупники имеют против?
-
А что судьи или одногрупники имеют против?
думаю, что они не обратили внимание, что слово ПРОЕЗД было выделено в кавычки... и имели ввиду проезд по СУ после ознакомления(вечерком ведь:-D ). в общем, Михаил и dd20 видимо не правильно поняли)))
-
А что судьи или одногрупники имеют против?
Против таких "проездов" ничего против не имею
:donttell:
Сам так "катался"
-
....в моем случае пропись трассы выматывает многим больше чем сама гонка.
-
....в моем случае пропись трассы выматывает многим больше чем сама гонка.
Это нормально, так и должно быть, если ответственно писать. Километраж в три раза больше, думать нужно, времени мало и т.д.
К этому можно только привыкнуть - я вот подсчитал, что всего проехал около 20 000 км. в режиме записи и проверки стенограммы.
-
Хороший форум .Много интересного.Соберусь с мыслями что-нибудь напишу.
-
Хороший форум .Много интересного.Соберусь с мыслями что-нибудь напишу.
Все! Рэйсворс стал самым раллийным форумом! Судя по всему под ником рефиниш - Андрей Евдокимов ;)
-
Все! Рэйсворс стал самым раллийным форумом! Судя по всему под ником рефиниш - Андрей Евдокимов ;)
Спалил:beatup:
-
Все! Рэйсворс стал самым раллийным форумом! Судя по всему под ником рефиниш - Андрей Евдокимов ;)
Нехватает ников Жигуноф, вертуноф, новегоф, лЁб, латвала... :-D
-
Спалил:beatup:
Я не спалил, я предположил ;)
-
Нехватает ников Жигуноф, вертуноф, новегоф, лЁб, латвала... :-D
Трабл...
-
Нехватает ников Жигуноф, вертуноф, новегоф, лЁб, латвала... :-D
Терпение, все еще впереди... были бы темы для разговора.
-
Нехватает ников Жигуноф, вертуноф, новегоф, лЁб, латвала...
ога и ника Пенсионер Маркус :-D
-
скорей всего это Евдокимов, а вдруг Куюмжи???
и опыт есть, и соответствующие знания.
-
Не думаю что Куюмжи посещает такие места.Интерес к автоспорту у него совсем пропал
-
Андрей,
Пока не вижу чем могу быть полезен, но всегда к твоим услугам.
-
Андрей,
Пока не вижу чем могу быть полезен, но всегда к твоим услугам.
ну теперь вообще нереальные люди здесь - А.Щукин appl appl
-
Андрей,
Пока не вижу чем могу быть полезен, но всегда к твоим услугам.
:ura: :INotWorth :INotWorth великие учителя, всегда полезны! Рад тому что вы тут появились!
-
афигеть :INotWorth
-
Андрей,
Пока не вижу чем могу быть полезен, но всегда к твоим услугам.
Алексей, уверен, что польза будет. Заглядывай время от времени. Как минимум, есть возможность сделать доступными знания и опыт, а значит, есть шанс повысить массовую "грамотность", хотя бы на начальном уровне, что может существенно облегчить жизнь в дальнейшем. Да и нюансы мастерства будут очень полезны.
Кроме того, бесценен твой опыт, как руководителя команды, которая, по сути, впервые для России проходит столь масштабный путь в мировом ралли. И главное, «в сборной никто не тонет», даже когда на ознакомление бензин купить невозможно и баррикады на дорогах ;-) . Может S2000 попробовать, в контексте ралли «Россия»?
-
Алексей, уверен, что польза будет. Заглядывай время от времени. Как минимум, есть возможность сделать доступными знания и опыт, а значит, есть шанс повысить массовую "грамотность", хотя бы на начальном уровне, что может существенно облегчить жизнь в дальнейшем. Да и нюансы мастерства будут очень полезны.
Кроме того, бесценен твой опыт, как руководителя команды, которая, по сути, впервые для России проходит столь масштабный путь в мировом ралли. И главное, «в сборной никто не тонет», даже когда на ознакомление бензин купить невозможно и баррикады на дорогах ;-) . Может S2000 попробовать, в контексте ралли «Россия»?
Ну почему же только в контексте "России"? Достаточно интересная ситуация складывается уже в контексте Греция-Белые Ночи-Турция - 3 гонки за 3 недели, да еще и в период летней сессии. Так что вполне возможна более ранняя "проба".
-
Ну почему же только в контексте "России"? Достаточно интересная ситуация складывается уже в контексте Греция-Белые Ночи-Турция - 3 гонки за 3 недели, да еще и в период летней сессии. Так что вполне возможна более ранняя "проба".
Я так и подумал. Логичный ход при отсутствии внятной альтернативы. Только так же важно с выбором партнера не ошибиться (вспомнил гонки на арендном ВРСе). Если сложится, буду и в Турции и в Греции. А дистанция далеко от моря? А то я все больше морем передвигаюсь :)
-
Я так и подумал. Логичный ход при отсутствии внятной альтернативы. Только так же важно с выбором партнера не ошибиться (вспомнил гонки на арендном ВРСе). Если сложится, буду и в Турции и в Греции. А дистанция далеко от моря? А то я все больше морем передвигаюсь :)
http://www.acropolisrally.gr
http://www.wrcturkey.com