Вопрос:
"А.Щукин
Кстати, о высшей математике.
Можно я задам штурманский вопрос?
Ехал Светогорск с новым пилотом. На одном сильно закрученном допе насыщенность стенограммы информацией была такой, что читать "под ногу" было нереально для меня - скороговорка была пулеметная, и естественно, привязка к местности терялась, ибо взгляд поднять некогда, а пятой точкой не все повороты адекватно чувствуешь.
Ну и, само собой, пилот такой поток информации тоже не может переварить.
Вопрос, собственно, как штурману справляться с такой ситуацией? Фильтровать информацию в стенке, влиять на пилота во время записи или просто стараться тараторить быстрее?
Вероятно, я не вижу чего-то главного в этой проблеме."
Ответ:
"Немного не в тему дискуссии, но отвечу. Это не только Ваша личная проблема, но всего раллийного сообщества, идущего по граблям.
Во-первых, я бы предложил Вам немедленно отказаться от такого термина, как диктовка "под ногу". В общем понимании авторушников и с точки зрения логики это означает, что после получения команды штурмана, водитель немедленно должен ее выполнить. В этом и кроется первая и существенная ошибка, зачастую ведущая к неприятным последствиям. В процессе чтения стенограммы в идеале водитель должен не слышать набор терминов и команд, а "видеть" дорогу, представлять себе ее и мысленно строить траекторию движения настолько, насколько ему позволяет мастерство штурмана и качество записанной стенограммы. Об идеальных кольцевых траекториях забудьте сразу. Из всего вышесказанного можно сделать простой вывод: диктовать надо не то, что немедленно появится перед водителем, а то, что появится вслед за позицией, к которой вы подъезжаете. При этом абсолютно правильным будет разбивка стенограммы на группы (связки). Это даст вам сразу несколько неоспоримых преимуществ: штурман, прочитав сразу 2-3 (макс.) позиции имеет время на осмысление происходящего и привязки, а водитель имеет возможность строить более-менее приемлимые траектории. С увеличением скорости происходит смещение диктовки в более раннюю сторону. При этом надо обращать внимание на связки, идущие на "утяжеление" поворотов. Ведь по большому счету водителю "по барабану" что там впереди: 2, 4, 5, ему надо четко понимать что делать - разгоняться, тормозить, рулить, отсюда и "главным" поворотом в связке является более сложный, именно на него и настраивается пилот. Уже во время записи надо стараться формировать эти связки. Где-то на автору я уже объяснял как это надо сделать. Иногда надо влиять и на пилота, когда он пытается написать мини-очерк, иногда надо и ускорять темп речи. В таких случаях я говорю: "Я прочитаю тебе все, что ты здесь написал, только ответь мне, что из этого останется у тебя в голове?"
На конкретные вопросы отвечу."